Информация


МОУ СОШ №72

Адрес: улица Карбышева, 26; пр. Вр. Сурова, 11(начальная школа)

Телефон: Приёмная тел./факс (8422) 25-72-16, тел.20-65-33; Бухгалтерия (8422) 59-95-53; Начальная школа (8422) 25-80-30; 25-80-17



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов"

Полезная информация:

23.12.2009

Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода.

    Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода/
   «Организация деятельности учащихся на уроках математики на основе компетентностного подхода» Глинкина Н.И., учитель
   математики
   высшей категории
    «Формирование ключевых компетентностей на уроках информатики» Пилипенко С.Г., учитель информатики высшей категории
    «Исследовательская работа учащихся в урочное и внеурочное время как путь формирования ключевых компетентностей». Коснова Л.Н., учитель физики высшей категории
   
   Интегрированный урок (физика+химия)
   «Тепловые явления при растворении веществ».
   (8 класс) Духленкова Н.И., учитель физики высшей категории; Политова Л.М., учитель химии высшей категории
   Урок математики «Степень с натуральным и нулевым показателем».
   (7 класс) Габунова Н.И., учитель математики высшей категории, руководитель МО
   Урок информатики «Повторение по теме «Алгоритмы».
   (6 класс) Ермилова Е.В., учитель информатики первой категории, зам. директора по УВР
   Внеклассное мероприятие «Наука ковала победу».
   (10 класс)Коснова Л.Н., учитель физики высшей категории
   
   
   Использование компетентностного подхода на уроках информатики.
   Учитель информатики: Пилипенко С.Г.
   
   Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции.
   Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике только эту роль?
   Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики.
   
   Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?
   
   Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.
   Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом, что каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.
   
   В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
   
   Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания.
   На уроках информатики очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение. Обучение школьников в условиях постоянного доступа к ЭВМ обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильном формулировании заданий для ЭВМ у школьников очень скоро обнаруживает состояние власти над “умной машиной”. Это придает им уверенности, возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках информатики такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые учителем наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.
   
   Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.
   
   Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций.
   
   Можно выделить следующие виды деятельности:
   
   • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.),
   • Владение способами работы с информацией:
    поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
    извлечение информации с различных носителей;
    систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
    технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
    преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
   • Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
   • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)
   • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
   
   
   Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
   
   • Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта и т.п.)
   • Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами и т.д.)
   • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)
   • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)
   • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)
   • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети и т.д.)
   • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
   
   Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.
   Итак, в деятельностной форме суть ценно-смысловой компетенции можно представить так:
   • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)
   • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…))
   • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
   
   В старших классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям, но и на уроках в начальном и среднем звене для их формирования можно и нужно найти место:
   • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.)
   • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям)
   • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)
   
   Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики.
   В деятельностной форме ее можно описать так:
   • Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков)
   • Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
   
   В ходе учебного процесса степень сформированности учебно-познавательной компетенции иногда в значительной степени определяет качество результата. В её составе можно выделить:
   • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием)
   • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)
   • Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)
   • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)
   • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
   
   Каждая ключевая компетентность – это комплекс умений и знаний, относящийся к определенной сфере практической деятельности, в которую в той или иной мере вовлечен любой человек.
   
   Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции
   
   На примере урока информатики в 5 классе по теме «Передача информации» хотелось показать, как на разных этапах урока формируются, различны компетентности учащихся.
   На первом этапе урока, при проверка домашнего задания, ставились следующие цели:
   • активизация умственной деятельности учеников;
   • развитие критического мышления.
   В домашнем задании необходимо было проанализировать ситуации из сказок «О царе Салтане ...» и «Золотой петушок». Выделить источник, приемник, канал передачи информации и помехи, создаваемые во время передачи. Учащиеся с большим интересом отвечают на вопросы и аргументируют свой ответ.
   В процессе реализации данных целей, у учащихся формируются познавательные и коммуникативные компетенции.
   На втором этапе урока, при объяснении нового материала, учащиеся работают со таблицей (представлен фрагмент таблицы) и отвечают на вопросы «Чем отличаются источники информации, приведенные в таблице? Как можно их охарактеризовать?»
   
   Источник Канал связи Приемник
   Цветы
   
   
    Пчелы
   солнце, ветер,
   дождь управляющие сигналы
   свет, тепло Распускающиеся растений
   Светофор зрительный
   
   
   Только потом вводятся новые понятия «Естественные источники информации», «Искусственные источники информации». Обсуждаются вопросы использования разных источников информации. Поднимаются вопросы о том, как следует относиться к разным источникам информации и какими свойствами обладает информация, представленная в разных источниках.
    И перед переходом к практической части урока: работе с фрагментами текста - учащиеся повторяют и знакомятся с алгоритмами работы по перемещению, копированию и удалению текста. Выбирают из имеющихся способов самый простой и самый надежный.
   Выполнение такой работы помогает формированию алгоритмического мышления и развитию информационной и коммуникативной компетенции учащихся. На данном этапе урока ставились следующие цели:
   • развитие умения делать выводы и обобщения;
   • развитие умения оперировать знаниями,
   • развитие эмоциональной речи;
   • формирование умения слушать;
   • развитие умения выражать личную позицию;
   • развитие навыков работы с информацией.
   
   И как результат реализации целей - формирование поликультурной, учебно-познавательной компетенции учащихся и компетенции личного самосовершенствования.
   
   Третий этап урока - практическая работа «Устройства компьютера», которая позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит анализировать и систематизировать информацию. Формируется ИКТ - компетентность учащихся. Кроме отработки навыков работы с фрагментами текста (перемещение, копирование, удаление), учащиеся анализируют названия устройств компьютера из старого и нового списков. Перед выполнением практического задания обсуждаются вопросы:
   • Какие устройства вы знаете?
   • С какими устройствами вы работали?
   • Для чего эти устройства предназначены?
   Для выполнения практического задания учащимся предлагался текстовый документ, в котором были в ячейках таблицы расположены изображения устройств компьютера. Под таблицей располагался список с названиями устройств компьютера. При выполнении задания пустые ячейки таблицы под изображениями учащиеся должны были заполнить, скопировав названия устройств из списка. В списке это название им рекомендовалось выделять (цветом, шрифтом). Таким образом, у учащихся формировалась ИКТ-компетентность.
   Использование медиабразовательных приемов в работе:
   • умения интерпретировать информацию;
   • понимание, оценивание иллюстраций
   • выражение личной позиции;
   помогает получить хорошие результаты при формировании коммуникативной, информационной и поликультурной компетенции учащихся.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Мышь, Принтер, Системный блок, Джойстик, Монитор, Колонки, Модем, Дигитайзер, Сканер, Графический планшет.
   
   Однако при обучении информатике возникает ряд проблем:
   • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
   • динамичность развития содержания курса информатики.
   
   Учителю необходимо выбрать методы и формы обучения, позволяющие максимально решить эти проблемы.
   И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов.
   
    Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.
   Включение элементов проектной деятельности в обычный урок обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
    Проекты могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
   Например.
   При изучении темы «Передача информации в компьютерных сетях» в 9 классе, практическую работу по поиску информации в Интернет можно провести в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ».
   
   Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW. Поиск информации в Интернет.
   Сведения, полученные в результате выполненной работы позволят учащимся:
   • сформировать научное представление об информатике;
   • понять, что изученные ими в базовом курсе информатики и ИКТ разделы являются лишь частью науки;
   • оценить вклад выдающихся ученых в развитие информатики и вычислительной техники.
   Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.
   Этапы урока
   I. Организационный этап.
   Приветствие. Проверка отсутствующих.
   II. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.
   Для работы на уроке класс делится на две подгруппы (по 6-8 человек): Ученые и Техники.
   Для успешной работы групп проводится повторение в виде фронтальной работы. Вопросы для повторения:
   • Какие возможности поиска информации предлагает сеть Интернет?
   • Перечислите названия русскоязычных порталов предоставляющих средства поиска?
   • В чем различия имеющихся поисковых систем?
   • Для чего предназначена панель Поиск, как ее вызвать?
   • Для чего предназначена адресная строка обозревателя?
   • Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?
   • Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы?
   • Какими свойствами должен обладать запрос для учета информационных потребностей пользователя?
   • Наиболее используемые поисковые системы
   • Основные критерии выбора поисковой системы
   • Золотые правила поиска информации в сети
   • Алгоритм поиска информации в сети Интернет
   III. Этап применения новых знаний и способов действий.
   Задания группам
   1-й группе предлагается выполнить задание «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники».
   
   Используя программу поиска, найти сайты со статьями об ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники.
   Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном. Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме теста с указанием имён учёных.
   Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни.
   Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выдающемся ученом.
    Примерный план итогового документа:
   1. Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы.
   2. Где работал.
   3. Вклад в науку.
   4. Основные научные труды.
   
   2-й группе - «История развития вычислительной техники».
   Используя программу поиска, найти сайты со статьями о истории развития вычислительной техники.
   Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ.
    На сайте, содержащем общую информацию по теме с указанием поколений ЭВМ, кандидат должен выбрать одно поколение.
   В отобранных статьях найти информацию о выбранном поколении ЭВМ.
   Сравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты.
   Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выбранном поколении ЭВМ
   Примерный план итогового документа:
   1. Годы применения
   2. Элементная база
   3. Количество ЭВМ в мире
   4. Габариты
   5. Быстродействие
   6. Носители информации
   7. Особенности
   8. Характер программного обеспечения.
   Задания рассчитаны на 30 минут.
   
   После выполнения задания учитель по сети собирает статьи на Рабочем столе ПК учителя.
   Учащиеся, используя полученные материалы работают по группам над созданием презентации по теме группы.
   IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
   1.Качество синтаксиса .
   2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами.
   3.Качество полученного текста.
    После создания презентаций учитель по сети собирает презентации на Рабочем столе ПК учителя. Учитель через проектор демонстрирует всему классу работы учащихся.
   Самопроверка применена при выполнении задания на создание статьи.
   Взаимопроверка применена при просмотре и создании презентаций.
   
   V. Этап подведения итогов занятия
   Оценки учащимся выставляются коллективно после просмотра каждой презентации. Учитель комментирует ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает как работу класса в целом, так и работу групп и отдельных учащихся.
   VI. Этап информации о домашнем задании.
   Создать аналогичный продукт по выбранной теме.
   
   В старших классах приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов.
    А именно:
   • большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
   • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
   • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
   • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
   • учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.
   
   В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
   
   
   Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:
   • формирование основ научного мировоззрения;
   • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
   • подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;
   • овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.
   
   Для развития компетентностей эффективны как уроки, так и внеурочная деятельность.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Рассмотрим два проекта, работа над которыми производилась в основном во внеурочное время.
   
   1. Проект «Системы счисления в древнем мире» выполнен учащейся 10 класса.
    В этих классах на информатику отведено 1 час в неделю.
    Сначала дается определение Системы счисления.
   Рассматривается две группы систем счисления позиционные и непозиционные.
   Их различие, достоинства и недостатки.
   И затем приводятся примеры некоторых систем счисления древнего мира.
   Подобран интересный материал, которого нет в учебнике.
   Очень хорошие интересные иллюстрации.
   Презентацию можно использовать при изучении темы «Системы счисления» на уроках информатики
   
   2. Проект исследовательский по теме «Моделирование, как метод познания»
   Называется проект «Тайны колеса»
   В проекте рассматривается древнее изобретение человечества – КОЛЕСО.
   И применение его модели к объекту, который отличается от колеса как по внешнему виду, так и по некоторым свойствам.
   И модель объясняет эти странные свойства.
   Рассматривается точка А, отстоящую от центра колеса на расстоянии r.
   Положение материальной точки в пространстве описывается координатами. При вращательном движении изменяются две координаты х и y. Свяжем координаты с радиусом окружности, по которой движется точка.
   Точка А принимает участие в двух видах движения: вращение вокруг оси и перемещение вместе с осью колеса.
   
   Исследование модели осуществляется в электронной таблице
   Рассматриваются разные случаи:
   1. Увеличиваем скорость.
   2. Случай, когда расстояние до точки больше, чем радиус.
   (Если у колеса есть выступ)
   3. Наша модель описывает ещё один объект – морское волнение
   
   Подводятся итоги исследования выводами.
   Моделирование – универсальный метод познания разнообразных явлений и процессов окружающего нас мира.
   Чтобы узнать каким будет движение колеса не нужно его строить с разными размерами и катать с разными скоростями.
   Таким образом, применение метода проектов позволяет раскрыть творческий потенциал практически каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность, повысить интерес к учебному материалу, усилить практическую направленность обучения.
   
   Тема: Алгоритмы в нашей жизни.
   
   Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
   
   Технологии: обучение на основе компетентностного подхода
   
   Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
   
   Материалы и оборудование к уроку:
    презентация;
    интерактивная доска;
    карточки для групповой работы;
    творческие работы учащихся.
   Цель урока:
   сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии ин-форматики.
   Задачи урока:
   образовательные:
   • познакомить учащихся с понятием «алгоритм»;
   • познакомить с формами записи и видами алгоритма;
   развивающие:
   • развивать алгоритмическое мышление;
   • развивать умения планировать свою деятельность;
   • формировать интерес к изучению предмета;
   воспитательные:
   • воспитывать чувство коллективизма;
   • воспитывать активность;
   • воспитывать аккуратность и точность.
   План урока:
   
   • Организационный момент.
   • Мотивация. Работа с интерактивной доской. Творческие работы учащих-ся.
   • Систематизация изученного материала. Заполнение учениками карточки заданий.
   • Самостоятельное применение комплекса знаний.
   • Итог урока. Рефлексия.
   • Домашнее задание.
   
   
   
   Ход урока.
   1. Организационный момент.
   Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке в этот морозный, солнечный день.
   
   2. Мотивационное начало урока
   Тема нашего урока: “Алгоритмы в нашей жизни”. Цель нашего урока – выяс-нить, что такое алгоритм, зачем нужны алгоритмы, и где в реальной жизни мы с ними встречаемся. Также повторим виды алгоритма. Вспомним способы пред-ставления алгоритмов. И постараемся ответить на вопрос «Все ли подчиняется правилам?»
   
   Понятие алгоритма не есть для нас что-то новое и необычное. Встречают¬ся они в нашей повседневной жизни почти на каждом шагу. Так, утром мама пе-ред вашим уходом в школу дает вам такую инструкцию: "Когда при¬дешь из школы, сразу пообедай и не забудь вымыть посуду. После этого подмети пол, купи в магазине молоко и хлеб. Сделав покупки, погуляй ча¬сок и начинай вы-полнять домашнее задание".
   Эта инструкция состоит из после¬довательности отдельных указаний, кото-рые определяют ваше поведение. Это и есть - алгоритм.
   Учитель: Кто может сказать, что мы понимаем под алгоритмом?
   Учащиеся: Последовательность действий.
   Учитель: Я предлагаю вам последовательность действий. Является ли она алго-ритмом. Расставьте действия в нужном порядке. (задания на интерактивной доске)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами. К ним можно отнести такие задачи как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» и пр. Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий для по-иска решения и достижения поставленной цели. Например, «Написать кон-трольную работу на «5» или «Свободно разговаривать на иностранном языке». Но решая даже самую простую задачу, мы выполняем несколько последова-тельных действий – алгоритм. Приведите примеры алгоритмов.
   Творческие работы учащихся:
   1. Алгоритмы на кухне. Галошева Оля и Терентьева Марина.
   2. Каково питьё – таково и житье. Сагирова Регина и Гурьянова Ирина.
   3. Режим дня. Канайчев Павел и Тихонов Константин.
   4. Правила дорожного движения. Яхин Александр.
   5. Правила поведения в компьютерном классе. Канайчев Дмитрий.
   
   Для чего нужны алгоритмы?(для решения поставленной задачи)
   3. Систематизация изученного материала. Заполнение учениками карточки заданий.
   Давайте вспомним виды алгоритмов
   1. Линейный.
   2. Ветвление.
   3. Цикл.
   Какой алгоритм называется линейным рассмотрим на примере задачи «Слепить снеговика». Определение. Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно.
    Блок-схема состоит из прямоугольников, в которые вписаны действия по по-рядку.
   Задание №1. Определи правильный порядок следования действий в алгоритме и
    расставь номера.
    Почистить обувь
    Положить обувь.
    Выйти на лестницу.
    Натереть обувь щеткой до блеска.
    Протереть тряпкой обувь от грязи.
    Принести все в квартиру.
    Убрать щетку и крем на место.
    Взять обувную щетку и крем.
    Намазать кремом обувь.
    Взять обувь
    Какого вида этот алгоритм?__________________________________________________
   Слайд Проверь себя.
   Линейным является алгоритм-комплекс физических упражнений.
   Физкультминутка музыкальная.
   
   Алгоритм с ветвлением рассмотрим на примере действий сказочного персона-жа. Определение. Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм-развилка, в котором порядок выполнения действий зависит от выполнения некоторо-го условия.
   Задание №2. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполните пустые блоки.
   
   Записать с помощью блок-схемы пословицу «Болен – лечись, а здоров – берегись».
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Какого вида этот алгоритм?_________________________________________
   Проверь себя
   Встречаются ситуации, когда для успешного выполнения задания, одно и то же действие нужно выполнить несколько раз.
   Определение. Алгоритм с повторением (циклический) – это алгоритм, со-держащий действия, которые исполняются до тех пор, пока не выполнится условие.
   Повторяющиеся действия – тело цикла.
   Задание №3. Дана блок-схема с пустыми блоками. Заполните пустые блоки.
   Семь раз отмерь – один раз отрежь.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Какого вида этот алгоритм? ________________
   
   Проверь себя
   Для учащихся, выполняющих задания быстрее других, карточка с дополни-тельными заданиями.
   
   4. Самостоятельное применение комплекса знаний в изменённой и новой (незнакомой) ситуациях.
   Самостоятельная работа. На карточках. 7мин
   
   5. Итог урока. Рефлексия
   Итак, ребята, все ли подчиняется правилам?
   Из приведенных примеров ясно, что алгоритмы, алго¬ритмические процессы не-отделимы от нас и являются со¬ставной частью нашей жизни. Почти вся челове-ческая де¬ятельность связана с алгоритмами. Это и правила для учащихся и ин-струкции по технике безопасности. Чтобы быть успешным надо:
    Быть здоровым;
    Хорошо учиться;
    Ставить перед собой цели и добиваться их.
   А в этом вам помогут заранее составленные, продуманные алгоритмы. Ведь когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.
   Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На листе с самостоятельной работой поставьте знак (смайлик) оценки.
   Я доволен работой
   
   
   В работе есть недостатки
   
   
   
   Я не доволен работой
   
   И оценить работы одноклассников.
   6. Домашнее задание.
   Ответить на вопросы №35-42 на стр.87,
   Подобрать стихотворение Остера и составить по нему блок-схему.
   



Директор

Алексеева Марина Николаевна






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100