Информация




Гимназия №65

Адрес: 432067, г.Ульяновск, бульвар Фестивальный, 24

Телефон: 20-71-09 (приемная), 20-71-04 (вахта, столовая), 50-05-41 (зам.директора по АХР), 20-71-06 ( бухгалтерия)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 65 имени Н.Сафронова"

Кабинет здоровья:

На заметку родителям :: Двигательная активность и рациональное питание школьников:

   Доктор биологических наук, профессор Н.И. Волков
   Российская государственная академия физической культуры, Москва
   Физическая культура. Научно-методический журнал №3-2000г.
   
   
   
   Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма [12].
   Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии [2, 8, 10]. У человека мозг составляет около 2 проц. от общей массы тела и потребляет примерно 20 проц. всей энергии, расходуемой организмом в покое [11]. Специфическая электрическая активность клеток головного мозга обеспечивается за счет распада богатых энергией фосфорорганических соединений - АТФ и креатинфосфата, но содержание этих соединений в нейральных структурах мозга невелико и существенно не изменяется в процессе нервной деятельности [2, 8, 11]. Восполнение запасов быстро расходуемых макроэргических соединений в клетках мозга и поддержание их постоянного уровня в процессе нервной деятельности осуществляются аэробным окислением углеводов, в основном глюкозы [8, 3]. Однако клетки головного мозга не располагают сколько-нибудь значительными запасами углеводов и кислорода и потому вынуждены непрерывно получать эти метаболиты из крови [10]. Понижение содержания глюкозы и кислорода в артериальной крови ниже определенного уровня ведет к уменьшению интенсивности клеточного дыхания и нарушению мозговых функций [8, 4]. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися при неправильной организации рабочего дня и питания в школе. С этой точки зрения представляется крайне важным, чтобы весь режим дня и организация школьного питания обеспечивали поддержание необходимой концентрации кислорода и углеводов в крови, поступающей к клеткам головного мозга.
   Могут ли условия нашей школы удовлетворить этим требованиям?
   Высокое содержание кислорода в притекающей к мозгу крови зависит от его концентрации во вдыхаемом воздухе, эффективности газообмена в легких, степени связывания кислорода кровью и общей скорости кровотока. Для поддержания высокой концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе необходимо регулярно проветривать классные помещения. Это предложение вряд ли вызовет у кого-либо возражение, но выполняется на практике оно далеко не регулярно. Надо, чтобы это простое условие безукоризненно выполнялось под контролем учителей, а школьникам следует неустанно объяснять пользу свежего воздуха для их здоровья и работоспособности.
   Совокупная работа легких, сердца, системы крови и периферического кровообращения по поставке кислорода тканям обычно обозначается как аэробная способность организма, которая определяет уровень здоровья человека [6, 7]. Формирование аэробных функций в детском и юношеском возрасте напрямую зависит от уровня физической активности [12, 4]. Улучшение работы сердца и легких, а следовательно, и создание условий для улучшения снабжения мозга кислородом и питательными веществами, требует ежедневной физической нагрузки, достаточной для того, чтобы возбудить адаптационные и возрастные перестройки в организме [4, 1]. Поэтому в режиме школьного дня учащиеся должны получать достаточный объем движений на уроках физкультуры и на переменах. Общий объем двигательной активности в течение дня должен составлять для школьников не менее 2-2,5 ч. Поскольку в настоящее время с уроками физкультуры далеко не во всех школах дело обстоит благополучно, следует всячески стимулировать двигательную активность школьников на переменах и не пытаться ограничивать ее под знаменем борьбы "за высокую дисциплину". Если такая "тихая дисциплина" кому-то и нужна, то только не развивающемуся организму школьника и его здоровью.
   Обеспечение усиленной умственной деятельности глюкозой - основным субстратом окисления, как уже отмечалось ранее, зависит от скорости мозгового кровотока и концентрации этого метаболита в крови. Обычно концентрация глюкозы поддержива ется на уровне 80-120 мл крови [22]. Глюкоза поступает в кровь из кишечника в процессе переваривания пищи или из "запасников углеводов", имеющихся в печени и некоторых тканях. После обильного углеводного завтрака содержание глюкозы в крови резко повышается, и это вызывает выделение гормона инсулина в поджелудочной железе. Под действием инсулина происходит усиленное отложение сахара в органах и тканях в форме гликогена (животного крахмала). Если содержание глюкозы в крови превышает 150 мг на 100 мл крови, то при этом в почках начинается быстрый сброс "излишков сахара с мочой. Из-за этих причин вслед за непродолжи тельным повышением концентрации глюкозы в крови в первые 1,5-2 ч после завтрака у школьников затем может обнаружиться снижение ее содержания в крови. Когда уменьшение содержания сахара в крови совпадает с повышенным его потреблением в мозгу при усиленной умственной активности, это может привести к развитию состояния гипоглике мии и появлению выраженного ощущения умственной усталости. Чтобы предотвратить подобное нежелательное развитие событий, следует отказаться от разового большого потребления углеводов за завтраком, обедом и ужином и перейти к "дробному" приему углеводов, распределяя большую часть их суточной дозы на промежуточные приемы пищи в течение школьного дня (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты и т.п.), что обеспечит постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будет стимулировать повышенную умственную активность школьников.
   Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях [5, 15].
   Помимо простых сахаров, к которым относится глюкоза, с пищей в организм поступают также и сложные формы углеводов, такие, как крахмал, декстрины, клетчатка и т.п. Их соотношение в потребляемых пищевых продуктах должно изменяться в зависимости от характера предстоящей деятельности. Так, например, в составе утреннего завтрака, предшествующего напряженному учебному дню, наряду с простыми сахарами должны быть также представлены и сложные полимерные формы углеводов (крахмал, клетчатка). Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий в утренний завтрак школьников должны включаться хлебобулочные изделия, различные каши, макароны, вареный и жареный картофель, свежие фрукты и овощи, богатые клетчаткой и пектином (особенно) яблоки и т.д. После того как будут использованы простые сахара, усвоенные за утренним завтраком, постепенно усиливающийся процесс расщепления сложных форм углеводов должен обеспечить активно работающий мозг необходимым количеством глюкозы из притекающей крови. В продуктах, которые потребляются при "перекусываниях" в перерывах между уроками, в основном должны присутствовать легкоусвояемые формы углеводов, мальтоза и т.п.), которые сразу же после всасывания будут использованы для питания активно работающих органов и тканей.
   Общее количество углеводов, необходимых школьникам в течение одного дня, составляет от 300 до 400 г, или в среднем около 10 г углеводов на 1 кг веса тела. Относительная доля углеводов в общих энергозатратах организма, обеспечиваемых за счет продуктов питания, достигает у школьников 60-65 проц. [14].
   Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30 проц. от общих суточных затрат энергии [15]. Но жиры используются не только в энергетических целях, они также являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов А, D, E, K [23].
   Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. В процессе пищеварения и при мобилизации из жировых депо организма они расщепляются на составные части. Глицерин в организме обменивается по пути превращения углеводов, а образующиеся жирные кислоты подвергаются окислению в процессе клеточного дыхания. Жирные кислоты, входящие в состав жира, различаются по насыщенности внутримолекулярных связей. Жиры животного происхождения отличаются высоким содержанием насыщенных жирных кислот, которые в основном используются для энергетических целей. Растительные жиры в большом количестве содержат непредельные жирные кислоты, которые используются для построения клеточных мембран и выполнения каталитических функций. В продуктах питания, употребляемых школьниками, должно быть достаточно непредельных жирных кислот, таких, как линолевая, линоленовая, которые легко включаются в процесс "рабочего" обмена веществ. Непредельными жирными кислотами особенно богаты молочные и растительные продукты.
   Другой важный компонент пищи - белки. На их долю в суточном рационе школьников обычно приходится не более 10-12 проц. от общего количества энергии, получаемой из пищи [14]. Но основное назначение белков не сводится к удовлетворению энергетических потребностей. Белки - это основной строительных материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания структурной целостности важнейших органов и тканей. Белки - это полимерные соединения, состоящие из различных аминокислот. В состав белков человеческого организма входят 24 аминокислоты, которые подразделяются на две группы - заменимые и незаменимые. При правильном питании школьники должны получать весь набор незаменимых аминокислот, так как их недостаток в пище ведет к ослаблению важнейших функций организма и развитию болезненных состояний [12]. Чтобы обеспечить поступление аминокислот в необходимых количествах и оптимальных соотношениях, пища школьника должна быть разнообразной и содержать белки как животного, так и растительного происхождения. Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а также фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи. Белки животного происхождения более полезны для растущего организма школьников, так как их аминокислотный состав в большей мере отвечает его метаболическим требованиям. Средняя дневная потребность в белках составляет у школьников около 1,1 г белка на 1 кг веса тела [24].
   Следует отметить, что из-за различий в метаболической активности и функциях отдельных аминокислот обеспечить их оптимальные соотношения в пище довольно трудно. К тому же само по себе содержание какой-либо аминокислоты в пищевых продуктах еще не означает, что после пищеварения, всасывания и усвоения аминокислот в тканях достигаемой концентрации данной аминокислоты будет достаточно для удовлетворения метаболических потребностей организма. Из-за этого в питании лиц, испытывающих интенсивные физические и умственные нагрузки, широко применяются различные белковые препараты и аминокислотные смеси, в которых соблюдены оптимальные соотношения всех необходимых аминокислот.
   Наряду с основными компонентами пищи - углеводами, жирами и белками - в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде.
   У школьников из-за высокой умственной активности и роста организма потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены [25]. Витамины, которые в малых количествах содержатся в ряде пищевых продуктов, помогают контролировать процессы обмена веществ в организме. Поскольку большинство из них организм человека не может производить самостоятельно, витамины должны поступать в организм с пищей. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность.
   Витамины следует употреблять в строго определенных количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же нежелательно, как и их недостаток в пище. Потребности организма школьников в важнейших витаминах характеризуют данные, приведенные в табл. 2.
   Сбалансированный режим питания, включающий использование продуктов как растительного, так и животного происхождения, обычно вполне может обеспечить постоянное и достаточное снабжение организма витаминами. При недостаточном поступлении витаминов с пищей обнаруживающийся дефицит этих веществ в организме может быть легко устранен приемом специальных витаминных препаратов, которые в настоящее время широко представлены на аптечном прилавке.
   Микроэлементы (минералы) выполняют в организме многочисленные функции. Так, например, кальций, фосфор и магний необходимы для формирования здоровых костей и зубов, калий - для придания эластичности соединительнотканным образованиям, а железо - для связывания кислорода кровью [17]. Большинство из перечисленных микроэлементов требуются организму в очень малых дозах, и это может быть легко обеспечено при разнообразном и сбалансированном питании. В табл. 3 приведены рекомендуемые количества минералов, которые школьники разного возраста должны получать из пищевых продуктов.
   Вода, не являясь продуктом питания, тем не менее составляет до 60 проц. от общей массы человеческого организма и жизненно необходима, так как служит для растворения и доставки питательных веществ к активно функционирующим органам и тканям [18]. Вода сохраняет необходимый объем крови и регулирует температуру тела.
   Вода поступает в организм с пищей и при употреблении напитков. Около 0,5 л воды в день образуется в организме за счет реакций обмена веществ. Школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5-2,0 л воды для возмещения ее потерь, происходящих при дыхании, потоотделении, а также жидких и твердых выделениях. Когда температура тела повышается в условиях высокой температуры окружающей среды или при выполнении интенсивных физических упражнений, возникает усиленное потоотделение, при котором происходит испарение, снижающее температуру тела. При потоотделении увеличивается концентрация солей в крови и возникает чувство жажды. Появление чувства жажды не служит показателем потерь воды, так как механизмы, связанные с его появлением, срабатывают уже после реальных потерь воды организмом. Это означает, что следует пить до того, как появляется жажда. Поэтому в школе должны быть созданы условия, чтобы дети могли удовлетворить свою потребность в воде в любое время и в необходимом количестве. При этом надо учитывать, что потребность в воде увеличивается с увеличением потребления углеводов с пищей.
   В пищевом рационе школьника должны присутствовать в необходимых количествах биологические волокна, важнейшее из которых - клетчатка. Питательная клетчатка - это смесь разнообразных трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Клетчатка необходима для нормального пищеварения: она стимулирует прохождение пищи в кишечнике и регулирует процесс всасывания пищевых веществ [9]. Она также способствует выделению желчи и поглощает воду, формируя фекальную массу. В состав биологических волокон помимо клетчатки входят также некоторые некрахмальные полисахариды, такие, как пектин и лигнин.
   В продуктах питания школьников должно быть около 15-20 г клетчатки или 12-15 г некрахмальных полисахаридов. Чтобы выполнить это требование, при приготовлении пищи следует использовать в большем количестве цельнозерновые продукты, а также фрукты и овощи. В табл. 4 перечислены некоторые из продуктов, способные обеспечить потребность школьника в биологических волокнах.
   Приведенный список продуктов не является полным, многие другие продукты также содержат клетчатку, и они с пользой могут быть употреблены в питании школьников.
   Особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смесители, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистен цию, вкус и запах. Но они никогда не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применяться лишь в последнее время в связи с развитием промышленных технологий приготовления пищи, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей [19]. По поводу этих сомнений следует отметить, что использование пищевых добавок строго регламентируется, и прежде чем получить разрешение на использование какой-либо пищевой добавки, каждая из них проходит тщательную проверку в компетентных медицинских и правительственных органах, таких, как Всемирная организация здравоохранения, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Европейского Союза и пр. Проведенные к настоящему времени исследования [16, 20] показывают, что аллергические реакции на допущенные к употреблению пищевые добавки крайне редки (не более одного случая на тысячу), и, как правило, они не превышают числа случаев болезненных реакций на обычные продукты питания. Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизиро ванных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека. Всем, кто работает в этой области, надо помнить, что правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личностей - это прежде всего путь к здоровью нации и залог эффективного усвоения каждым новым поколением школьников накопленных знаний.
   Литература
   1. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Физические нагрузки современного человека. - Л.: Наука, 1982. - 92.
   2. Иванов К.П., Кисляков Ю.Я. Энергетические потребности и кислородное обеспечение головного мозга. - Л.: Наука, 1979. - 215 с.
   3. Иванов К.П. Основы энергетики организма: Теоретические и практические аспекты. Т. 2.Биологическое окисление и его обеспечение кислородом. -СПб.: Наука, 1993. - 272 с.
   4. Колчинская А.З. Кислород. Физическое состояние. Работоспособность. - Киев: Наукова думка, 1991. - 208 с.
   5. Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. - М.: Медицина, 1985. - 224 с.
   6. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. 2-е изд. - М.: ФиС, 1989. - 224 с.
   7. Лихницкая И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. - Л.: Знание, 1987. - 32 с.
   8. Мак-Ильвейн Г. Биохимия и центральная нервная система. - М.: Изд. иностр. лит., 1962. - 420 с.
   9. Нестерин М.Ф., Конышев В.А. Роль волокон пищи в гомеостатических регуляциях организма //Физиология человека. 1980, т. 6, № 3, с. 531-542.
   10. Промыслов М.Ш. Обмен веществ в мозге и его регуляция при черепно-мозговой травме. - М.: Медицина, 1984. - 88 с.
   11. Самойлов М.О. Реакция нейронов мозга на гипоксию.- Л.: Наука, 1985. - 190 с.
   12. Ваr-Or. Medicine du sport chez l’enfant. - Paris: Masson. 1987. - 367 p.
   13. Blackburn G.L., Grant J.P., Vernon R.Y. (Eds.) Amino acids; metabolism and medical applications. - Boston, John Wright, 1983. - 487 p.
   14. Goodhart R., Shils M. (Eds.). Modern Nutrition in Health and disease. - Philadelphia: Lea and Febigir, 1980. - 321 p.
   15. Guthrie H.A. Introductory nutrition. 6th ed. - St. Louis: Times Mirror /Mosby College, 1986. - 52 p.
   16. Kardinaal A.F.M. Epidemiology and food intolerance //Voeding, 1980, v. 51, p. 191.
   17. Kieffer F. Trace elements: their importance for health band physical performance //Deutsche Zschr. f. Sportmed., 1986, Bd. 37, s. 118-123.
   18. Kokko J.P., Tunnen R.L. (Eds.). Fluids and electrolyte. - Philadelphia: W.B. Saunders, 1986. -- 532 p.
   19. Medical aspects of food intolerance. A group of research papers sponsored by the Ministry of Agriculture. Fisheries and foods //J. Royal College of Physicians, 1987, v. 21, N 4.
   20. Minford A.M.B., McDonald A., Littlewood J.M. Food intolerance and food allergy in children: a review of 68 cases //Arch. Disease in childhood, 1982, v. 57, p. 742-747.
   21. National Research Council. Recommended dietary allowances, 10-th ed. - Washington: National Academy Press, 1989.
   22. Newsholme E.A., Leech A.R. (Eds.). Biochemistry for the Medical Sciences. - Chichester: J. Wiley and Sous, 1983. - 556 p
   23. Numa S. (Ed.) Fathy acid metabolism and its regulation. - Amsterdam: Elsevier, 1984. - 562 p.
   24. Trichopoulou A., Vassilakos T. Recommended dietary intakes in European Community member stakes //Eur. J. Clin. Nutr. 1990, Suppl. 2, p. 51-101.
   25. Walter P., Brubacher G.B., Stahelin H.B. (Eds.) Elevated dosages of vitamins. - Toronto: Huber Publ., 1989. - 271 p.
   
   
Файлы:

- двигательная активность и рациональное питание школьников (163 kb)



Директор

Куликова Инесса Викторовна






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100