Информация




Гимназия №44

Адрес: Россия, 432057, город Ульяновск, ул.Оренбургская, 34А; ул.Врача Михайлова 36А

Телефон: Канцелярия: (8422) 52-43-28. Начальная школа: (8422) 52-19-49. Факс: (8422) 52-04-93


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.

Кабинет здоровья:

Здоровый образ жизни :: ЗОЖ:

   ЗОЖ расшифровывается как Здоровый Образ Жизни. Сейчас данная тема очень актуальна. Заключается данное понятие в том, что каждый человек должен пристально следить за своим здоровьем, рационом пищи и занятием спортом.
   
    ----------------------------------------------------------------------------------------
    Проблеме ЗОЖ уделяют внимание на всех уровнях: от жизненных принципов каждого человека, до политики государства, направленной на увлечение нации в спорт.
    Основными проблемами у современной молодежи являются признаки нездоровой жизни: пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам, зависимость от компьютера, малоподвижный образ жизни. Со всем этим ведется активная борьба. Государство стало уделять внимание всевозможным спортивным мероприятиям. Каждый год проводятся Лыжня России и Кросс нации. Основная задача - привлечь молодежь к спорту. Стоит отметить, что это удается осуществить. Полным ходом набирает свою силу экстремальное движение - люди, увлеченные экстремальными видами спорта. Молодое население страны начало постепенно находить себя. Наркомания и алкоголизм уже не в моде. Наметился рост численности некурящих людей. Вот они, плоды ЗОЖ.
    Понятно, что ЗОЖ свойственен не только молодым людям. Здоровый образ жизни важен так же и для среднего возраста, не говоря уже о пожилых. Сейчас очень распространено такое явление, что человек лет сорока работает себе тихо в офисе, и вся его жизнь сводится к тому, что он каждый день ходит на работу и ведет неподвижный образ жизнедеятельности. Это очень опасно. Многие болезни появляются из-за того, что человеку не хватает банального движения. Отмечено, что люди, которые занимаются спортом, меньше подвержены стрессам на работе. Важно так же следить и за отсутствием вредных привычек. Нельзя позволять себе принимать много алкоголя, курить. Это не есть ЗОЖ.
    Есть масса аспектов, которые можно отнести к ЗОЖ, но вот основополагающими являются всего несколько: спорт, здоровый отдых, отсутствие вредных привычек. Каждый должен сделать выводы из прочитанного материала. Если хочешь быть здоровым, целеустремленным, успевающим человеком, то ЗОЖ это действительно твое!
    Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100 проц., то на 20 проц. он зависит от наследственных факторов, 20 проц. - от действия окружающей среды, 10 проц. - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50 проц. - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
    Девизом нашей беседы стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель я вижу в формировании у вас ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
    Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
    Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь. На протяжении всей жизни человек постоянно взаимодействует с окружающей средой: дышит, общается, двигается по земле, излучает и поглощает тепло, выполняя определенную работу изменяет окружающий мир и так далее. Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному функционированию в этой окружающей его среде. Медики, как правило, выделяют в отдельные категории физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, сексуальное здоровье, мужское здоровье, женское здоровье, здоровье ребенка и др.
    Состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды. Оно никогда не бывает постоянным и меняется медленно или резко в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от мероприятий, которые человек предпринимает для его сохранения и текущих внешних воздействий.
    Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным показателям состояния здоровья относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита, настроения, адекватности. Объективные показатели состояния здоровья связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др. Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество объективных методов диагностики состояния здоровья.
    Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье попрежнему часто судят по наличию или отсутствию болезней организма или психики. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные, биохимические или психические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 проц. жителей Земного шара. В таком состоянии здоровый образ жизни — насущная необходимость.
    Если Вы хотите склонить чашу весов здоровья в благоприятную сторону, реализовать заложенные в Вас колоссальные жизненные ресурсы, добиться того жизненного уровня, который определен родительскими генами, то это возможно только при здоровом образе жизни. Здоровье человека напрямую связано с состоянием здравоохранения в стране. На данный момент, укрепление здоровья населения и формирование здорового образа жизни становится общегосударственной задачей.
   
    В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
    ----------------------------------------------------------------------------------------
    o отказ от вредных привычек;
    o оптимальный двигательный режим;
    o рациональное питание;
    o закаливание;
    o личная гигиена;
    o положительные эмоции;
    o высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
   
    Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.
    Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.
    Элементы ЗОЖ
    Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
    В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми :
    1. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
    2. отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
    питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
    3. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
    4. гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
    5. закаливание.
   
    На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
    - эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
    интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
    - духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
   
    Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
   
    Формирование ЗОЖ
    -----------------------------------------------------------------------------------------
    Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
    - социальном: пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа;
    - инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
    - личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
   
    Социальный уровень. В России проблемами этого уровня занимается служба формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ, которая включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры, косметологические лечебницы, кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины.
   
   
Файлы:

- ti___to,_chto_ti_esh(dlya_roditeley).ppt (665 kb)



Директор

Лидия Сергеевна Жуковская-Латышева, заслуженный учитель России






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100