Сведения об образовательной организации:


Сведения об образовательной организации





Гимназия №44

Адрес: Россия, 432057, город Ульяновск, ул.Оренбургская, 34А; ул.Врача Михайлова 36А

Телефон: Канцелярия: (8422) 52-43-28. Начальная школа: (8422) 52-19-49. Факс: (8422) 52-04-93


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.

Наставничество :: Формирование функциональной грамотности :

   На заседании методического объединения учителей предметной области «Искусство» Заволжского района, которое проходило 14 октября 2021 года на платформе Zoom, Антипина Валентина Николаевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории, педагог-методист МБОУ «Гимназия № 44 им. Деева В.Н.» выступила с докладом по Формированию функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства.
   Получив данные по международным исследованиям и в соответствии с указом Президента, мы должны были войти в десятку стран по качеству образования. Несмотря на пандемию и домашнее обучение, у нас 5 тысяч сократилось число школьников, которые не преодолевали минимальный барьер, базу образования, но и на столько же увеличилось по количеству школьников, которые по функциональной грамотности получили высокие результаты.
   Что же такое функциональная грамотность?
   Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в разных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
   Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA.
   Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Этот вопрос актуален для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. В основе метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д.Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способности порождать новые идеи и разрабатывать их. Есть 12 тестов творческой продуктивности.
   13 октября 2021 г. прошла конференция ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ "ИСРО РАО"), где в Программе: https://www.instrao.ru/index.php/novo... Обсуждались данные вопросы.
   Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
   Составляющие функциональной грамотности
    1. Читательская грамотность.
   2. Естественно-научная грамотность.
    3. Математическая грамотность.
   4. Финансовая грамотность.
   5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
   6. Глобальные компетенции.
   Могу поделиться впечатлениями от игры для детей на выявление вербального творческого мышления.
   Вербальный буклет «А» Задания 1-7: нацелен на проверку Изобразительного творческого мышления. Построение образа на основе графического стимула.
   Невербальный буклет «А»
   Субтест 1. Нарисуй картинку
   Тестовый материал: а) фигура овальной формы (рис. 4) из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные карандаши.
   Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из него как можно более интересную и увлекательную историю за 10 минут.
   Субтест 2. Закончи рисунок и т. д. Все это обрабатывается специальными критериями.
   Предложение коллегам:
   для самообразования учителя можно пройти курсы с Гаммой, которая выпускает отечественную продукцию более 100 лет: пластилин, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры и др. А на курсах опытные московские учителя-художники вместе с «Арт Гаммой» проводят интересные мастер-классы. Выполнив задание, можно получить диплом и сертификат, даже гособразца (платно). Также здесь идут уроки с использованием современных техник и методик. А мы, учителя изобразительного искусства, как раз должны развивать и формировать в детях Функциональную грамотность, т.е. приобретать новые знания и применять их в жизни. Это и скетчинг (жанр натюрморт), и пластилиновая живопись (вид живопись), и рисунок филимоновской игрушки в 3Д формате фломастерами; лепка дымковской игрушки в плоскостном изображении (народные промыслы). Дети это быстро воспринимают как новое и получаются на уроках ИЗО красивые открытки и рисунки. Каждый может попробовать это обучение. Надо только найти в поисковике «Арт Гамма».
   
   Литература
   Кравцов С.С. Вопросы государственной образовательной политики // Вестник Образования России. – 2021. № 9 (80). – с. 4-18.
   Mcko/ru (МЦКО) Что такое «функциональная грамотность». (посещение мной сайта 3.10.2021 г.)
   Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
   Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
   Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
   Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
   В.Н. Антипина
   



Директор

Лидия Сергеевна Жуковская-Латышева, заслуженный учитель России






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100