Сведения об образовательной организации:


Информация


Гимназия №44

Адрес: Россия, 432057, город Ульяновск, ул.Оренбургская, 34А; ул.Врача Михайлова 36А

Телефон: Канцелярия: (8422) 52-43-28. Начальная школа: (8422) 52-19-49. Факс: (8422) 52-04-93


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.

Из бесед с родителями :: Первый раз в первый классс :

   Из бесед с родителями 2009-2010 учебный год
   
   Беседу подготовила классный руководитель 1А класса гимназии №44 Сенницкая Надежда Александровна
   
   Подчеркнем, что современный ребенок уже не тот, который был несколько лет назад, и школа не та, она перестраивается, совершенствуется. Отметим, что современный первоклассник имеет следующие особенности:
   1. У детей большие различия паспортного и физиологического возраста. Различный уровень развития, степень эмоцио¬нальной и психической готовности к началу учебы. Сегодня нет ни одного класса, где был бы более или менее ровный контингент учащихся.
   2. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Часто их информированность носит противоречивый характер. Возникает тревож-ность и неуверенность.
   3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых лет.
   4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Не все сказанное взрослыми они принимают на веру.
   5. У современных детей более слабое здоровье.
   6. Современные дети в большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры. И как следствие — дети приходят в школу учиться, не обладая навыками общения и практически не будучи социализированы, т. е. плохо понимают, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
   Н.Ф. Виноградова показывает, что преемственность детского сада и школы обогащается новыми содержательными компонентами:
   
   • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕТ — есть учет специфически эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе;
   
   • ДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода;
   
   • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе;
   
   • КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения;
   
   • ПЕДОЦЕНТРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ — постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, ребенок и природа, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
   
   Вопрос. Чем отличается сегодняшняя начальная школа от гой, какой она была много лет назад?
   Ответ. Прежде всего нагрузкой. Интеллектуальными нагрузками, физическими, эмоциональными — не в меньшей степени. Сегодня одна школа может существенно отличаться от другой — и количеством учеников, и качеством преподавания. Сегодняшние ученики информированы. Но сегодня нам нужен мозг не хорошо наполненный», а хорошо устроенный, чтобы не было разрыва между информированностью ребенка и его нервно-психическим развитием.
   
   Ситуация. В истории начального обучения изменялось удержание предметов, методы, учебники, а цели — нет. Цели начального обучения многие годы оставались неизменными: «учить чтению, счету, письму.
   
   • Какие цели обучения стоят перед современной начальной школой?
   Решение. В настоящее время приоритетной целью образования является развитие личности:
   1. Сформировать в первую очередь все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование (воображение и мышление как логическое, так и образное).
   2. Развить коммуникативную деятельность. Умение общаться и сотрудничать с другими.
   3. Сформированность учебной деятельности. Научить ребенка учиться. Это то, что должно стоять перед предметными знаниями.
   
   Ситуация. Нередко в первый класс приходит ребенок, который и читает хорошо, и считает, и еще что-то освоил, и поначалу ему нечего делать. А к 5 классу он перемещается в постоянные троечники.
   
   • Какие могут быть причины этого явления?
   Решение — кончается база внешних знаний, а личностного развития нет. Еще известный психолог Л.С. Выготский говорил, что результат обучения — развития — есть нечто несовпадающее с содержанием обучения. Развитие личности этого периода включает в себя Сформированность учебной деятельности, умение учиться, развитие психических процессов, которые бы облегчали полноценное усвоение учебного материала и умение общаться и сотрудничать с другими.
   
   Ситуация. 6-10 лет — возраст младшего школьника. В физиологическом и психологическом отношениях — это относительно спокойный возраст, прибавки длины тела замедляются до 2—3 см в год
   В этот период ударный объем сердца 78 ударов в минуту при возрастающем объеме дыхания обеспечивает максимальную игровую и двигательную активность, т. к. кровеносные сосуды развиваются более интенсивно, чем развивается само сердце, которое сравнительно легко справляется с прокачиванием крови.
   Чрезвычайно важно обеспечить четкий режим дня, с включением активных физических нагрузок. Повышенная физичес-1-ая активность младшего школьника должна компенсировать часы неподвижного сидения на уроках. Занятия физическими упражнениями очень полезны во всех формах.
   Снижение подвижности и увлечение жирными и сладкими продуктами приводит к избыточному весу.Изменяются структура и функционирование мозга Совершенствуется нейронная организация коры головного мозга Усиливается вовлечение в процесс восприятия лобных отделов коры головного мозга Зрительные символы хорошо опознаются, особенно информационные, что ведет к развитию способности выделять наиболее значимую информацию
   Начало обучения в школе и соответствующая перестройка внешней жизни способствуют перестройке всех психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения Все они становятся произвольными, т е управляемыми Развивается активная речь, крепнет воля, происходит волевая регуляция всей жизни Действия становятся осмысленно-инициированными
   ---------------------------------------------------------------------------------
   Памятка родителям первоклассников
   1 Роль школьника для первоклассника желанная. Поддержите его в этом стремлении своим вниманием и искренней заинтересованностью.Отмечайте его первые достижения
   2 Обсудите правила и нормы, которые ребенок должен выполнять в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
   3. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, он поможет в самоорганизации первоклассника.Следите за ею соблюдением.
   
   Вопрос. Что должна делать семья, чтобы ребенок был более успешным, инициативным, талантливым?
   Ответ. Прежде всего надо ответить на вопрос «Какие качества нужно формировать в ребенке, чтобы он не стал посредственным».
   Во-первых, нужно стараться, чтобы ребенок дольше оставался «почемучкой» Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги «Любознательность создает ученых» Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, используя словари
   Родители должны поощрять и провоцировать задавание вопросов «Как ты это объяснишь», «Как бы ты ответил на этот вопрос»
   Во-вторых, семья должна формировать культ интеллекта — в создании домашней библиотеки, в посещении выставок, в спорах, интересных беседах и т д Объснить ребенку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно сегодня, другое — завтра
   Нужно все начинать делать вместе с ребенком, потом он будет это делать самостоятельно
   В-третьих, нужно ставить ребенка в ситуацию размышления Умение размышлять сформирует у ребенка представле¬ние о последствиях каждого действия. Задача каждого взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребенка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать, т е самому приходить к правильному решению.
   В-четвертых, нужно учить младшего школьника анализировать свою работу Не указывать на совершенную ошибку в работе ученика, а направлять его внимание на поиск ошибки (где, почему ошибка, как исправить ее)
   В-пятых, необходимо развивать внимание и память ребенка Учить читать стихи в ситуациях, к этому располагающих, развивая соответствующую потребность
   Для развития внимания использовать многочисленные упражнения на сравнение предметов, нахождение ошибок, изменений и т д
   В целом сама атмосфера семейного дома определяет формирование личности ребенка на любознательность и достижение успеха
   
   Ситуация. В начальных классах учитель организует учебную деятельность детей и оценивает их успехи.
   • Почему развитие личности учеников младших классов зависит от его успехов в учебной деятельности?
   Решение. В младшем школьном возрасте учеба является основным видом деятельности,
   • у малышей главным мотивом является мотив получения высоких оценок, так как он обеспечивает соответствующий статус,
   • учитель является очень значимым (референтным) взрослым, который оценивает результаты Таким образом, учеба является залогом благополучия ученика, предметом его гордости, что способствует развитию его
   личности
   
   Ситуация. В начальной школе должна быть сформирована учебная деятельность учащихся
   • Что значит — сформирована учебная деятельность?
   Решение. Научить учиться — это значит научить ребенка учить себя»
   - Уметь принимать учебную задачу
   - Находить способы ее решения
   - Отбирать нужные средства
   - Контролировать свои шаги
   - Самому оценивать полученные результаты
   Всему этому отвечает теория Д Б Эльконина — В.В Давыдова Не нужно детям учение как развлечение В учебном труде детей интересует не внешняя привлекательность, а процесс самостоятельного поиска ответа
   
   Вопрос. Что присуще учебной деятельности младшего школьника?
   Ответ. Учебной деятельности присуще
   • самостоятельно ставить учебные задачи,
   • умение анализировать свои и чужие действия,
   • учиться на ошибках,
   • чувствовать границу знаемого и незнаемого и т д
   (В В Давыдов, Н В Репкина, В И Слободников, Г А Цукерман идр )
   Но все эти и другие способности станут достоянием ребенка лишь тогда, когда сам учитель сможет породить в себе субъекта деятельности
   Пока часто учитель является толкователем программ и учеб пика, реализующим методику
   
   Ситуация. Одно из серьезных испытаний в жизни ребенка — его поступление в школу Петя с большой радостью пошел в школу Он хотел узнавать новое, хотел любить свою учительницу И желал, чтобы его любили, чтобы у него было много друзей Но реально, как и у некоторых других детей, его ожидания не сбылись Наступило разочарование
   • Почему наступило разочарование у Пети?
   • Что необходимо делать родителям в данной ситуации?
   Решение. Разочарование наступило оттого, что были слишком большие ожидания, без должной подготовки к учебе в школе. Обычно чем активнее ребенок, чем больше он мечтает, тем больше он переживает разочарований в случае, если ожидаемые планы не осуществятся
   Можно совместно найти какое-то решение Развивать необходимую готовность к обучению в школе А можно сознательно оградить ребенка от негативных переживаний Если родители будут стараться уберечь ребенка от любых переживаний, то они лишают его возможности научиться вести себя в трудных ситуациях Ребенок должен обрести веру в собственные силы Некоторые дети, не готовые к трудностям, связанным с не оправдавшимися надеждами на успех в школьной учебе, или еще в чем-либо, попадая в шквал сильных пережива¬ний, могут бессознательно уйти в болезнь или начать шалить в школе, так как чувствуют себя беспомощными
   
   Ситуация. Обычно дети с радостью идут в школу И каждый ученик желает в школе иметь успех Но так получается не у всех Появляются отстающие
   • Почему особенно важно на первоначальном этапе обу¬чения обеспечить ученику успех?
   Решение На начальном этапе ученик пытается учить за даваемый материал И если у него это не получается, не может справиться со своими проблемами
   Ученик старается избавиться от неприятного ощущения «неумехи» Тогда он решает, что предмет ему не одолеть, да он и не нужен Бросает его изучение При этом всячески подчеркивает свое отрицательное к нему отношение Это отношение может распространиться и на учителя, и на школу В обиде на свою неспособность ученик начинает ломать и портить все, что попадает ему под руки Рвет учебники, портит мебель, пишет на стенах и др Таким образом, ученик пытается обратить на себя внимание Он ждет участия и сочувствия к себе Взрослый не должен допустить такого положения ученика Должна быть квалифицированная помощь на начальном этапе обучения Успех всегда должен сопровождать ученика, пусть даже небольшой
   Ситуация. В 1 -и класс приходят малыши, часто неподготовленные к непривычной для них интенсивной работе
   На какие особенности готовности необходимо обратить особое внимание, чтобы малыш справлялся с интенсивной умственной нагрузкой?
   Решение: Необходимо обратить внимание на его состояние здоровья, физическое развитие и состояние нервной системы. В этом плане уникальна программа, осуществляемая коллективом нижегородских педагогов во главе с Ю.Л. Лебедевым. Они разработали методики по тренировке не только «тела», но и нервной системы, и органов чувств. С этой целью помимо физических упражнений привлекаются различные виды искусств, лингвистика, литература. Например, танец трактуется ими как свободное и раскованное выражение своих переживаний. В числе изданных ими книг: «Сказка как средство сенсомоторного развития дошкольника». Работу они начинают с составления диспансерной карты. Показатели психофизического состояния ребёнка сообщают родителям, чтобы они сами могли видеть, как развивается их ребёнок.
   



Директор

Лидия Сергеевна Жуковская-Латышева, заслуженный учитель России






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100