Сведения об образовательной организации:


Информация


Гимназия №44

Адрес: Россия, 432057, город Ульяновск, ул.Оренбургская, 34А; ул.Врача Михайлова 36А

Телефон: Канцелярия: (8422) 52-43-28. Начальная школа: (8422) 52-19-49. Факс: (8422) 52-04-93


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.

ФГОС, образовательный стандарт :: Формирование читательской компетенции у младших школьников в условиях реализации ФГОС:

    Последние несколько лет страна живет мыслями и идеями о новых стандартах образования, многие педагоги и родители уже почувствовали на себе что такое требования ФГОС.
    Учащиеся моего класса, как и многие их сверстники в нашей стране, пришли учиться в 2010 году и вступили в эксперимент по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения основного общего образования. Сейчас они уже четвероклассники
   Нельзя не отметить противоречивость сложившейся ситуации: в условиях, когда объем информации в мире удваивается каждые 72 часа, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена и ФГОС второго поколения как главная ценность обучения. Речь идет о формировании универсальных учебных действий по работе с информацией, должного уровня которого можно добиться если проходить все ступени последовательно: сначала - предъявление требований ФГОС НОО, затем - переход на ФГОС ООО и т.д. Этого плавного, последовательного перехода на данный момент нет.
   Соответственно возникает вопрос – как, зная о будущих изменениях в содержании образования на ступени основной и средней школы, обеспечить более безболезненный переход ребенка из начального звена в основное на обучение по новым образовательным стандартам?
   Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей.
   Одной из основных становится информационная компетенция. Чтение — это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие? Эти вопросы всегда волновали меня; заставляли искать, пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своем опыте. В этой работе мне бы хотелось поделиться своими находками, методами, приемами в этом непростом деле — учить детей читать
   Стержнем в своей работе считаю развитие творческих способностей учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образования. Без неё невозможно привить интерес к предмету, добиться результатов в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В 4 классе впервые стала вести (2013-2014) кружок «Час чтения». Программа рассчитана на 1 час в неделю.
   Цель данного кружка: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, кружок может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
    Основными задачами данного кружка являются:
   1. формировать у детей интерес к книге,
   2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
   3. учить отвечать на вопросы по содержанию,
   4. учить пересказу,
   5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
   6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
   Кружок необходим по ряду причин:
    1. Интернет ослабила интерес детей к книге.
    2. Перенасыщенность информацией через телевидение.
    Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
   Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
   Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Очень тесно мы сотрудничаем с детской районной библиотекой №31. Работники библиотеки в интересной и занимательной форме проводят тематические мероприятия. С первого класса мои ученики посещают библиотеку (районную и школьную), ведут "Дневник читателя". Сначала в него заносятся только иллюстрации к произведению, потом приписываются на¬звание книги и главные герои. Во втором классе ребята пишут аннотации, определяя тему и основную мысль произведения. В третьем классе учитель дает детям примерный план отзыва о прочитанной книге:
   1.Тема и основная мысль произведения.
   2. Для кого и зачем писал его автор?
   З. Где и когда происходят изображаемые события?
   4. Главные герои. Кто особенно понравился? Почему!
   5. Какие эпизоды произвели особое впечатление?
   6. Над чем задумались?
   7. Что вызвало грусть, радость, сопереживание?
   Проверяя еженедельно дневники читателя, я могу не только ви¬деть круг детского чтения, но и отследить уровень восприятия и понимания литературного текста, проявил ли ярко выражен¬ную эмоциональную отзывчивость, соучастие в событиях.
    В течение трех учебных лет дети принимали активное участие в конкурсах чтецов городского и областного уровнях. Победителями были Банарцева Дарья, Штриккер Виктория, Гаврилов Егор.
   
   Тагаева Оксана Владимировна кл.рук. 4Р
   



Директор

Лидия Сергеевна Жуковская-Латышева, заслуженный учитель России






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100