Сведения об образовательной организации:
Раздел: Образование
Обеспечение в МБДОУ №9 возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Обеспечение в МБДОУ №9 возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения. Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добро-вольным решением родителя. К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети: • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплан-тированные); • с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); • с тяжелыми нарушениями речи; • с нарушениями опорно-двигательного аппарата; • с задержкой психического развития; • с расстройствами аутистического спектра; • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития); • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.). Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК. Внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидность может не нуждаться в создании специальных условий обучения. Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, организуют: • в отдельных общеобразовательных организациях (бывшие специальные коррекционные школы с 1 по 8 вид), осуществляющих образовательную деятельность по адап-тированным основным образовательным программам; • в общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП); • в дошкольных образовательных организациях – в группах компенсирующей или ком-бинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по АООП; • в общеобразовательных организациях (школах и детских садах), в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее – АОП); • на дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам. Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального обще-го, основного общего и среднего общего образования определяются: • для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в от-дельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками; • для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Какие условия создать для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация: • разрабатывает адаптированные программы; • создает специальные условия обучения; • утверждает необходимое штатное расписание. АООП начального общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аути-стического спектра, со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) разрабатываются в соответствии с ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598. АООП для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599. При совместном образовании ученика с ОВЗ с нормально развивающимися одноклассниками образовательная организация разрабатывает АОП по указанным ФГОС на один год. Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат: • нормативные требования; • заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082); • индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н). Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые образовательная организация обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: • специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания; • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы; • специальные технические средства обучения; • услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую тех-ническую помощь; • групповые и индивидуальные коррекционные занятия; • доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.); • сокращенное количество детей в учебной группе (классе). Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с определенными видами ОВЗ в детском саду (Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014): Вид ОВЗ: Нарушение зрения Если рекомендовано ПМПК – организовать присутствие ассистента, который оказывает учаще-муся необходимую помощь; подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы Вид ОВЗ: Нарушение слуха Воспроизводить информацию звуковыми средствами Вид ОВЗ: Нарушение опорно-двигательного аппарата Обеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы; организовать: – пандусы; – поручни; – расширенные дверные проемы; – лифты; – локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; – специальные кресла и другие приспособления Как получить заключение ПМПК Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители). Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию: • заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии; • копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); • направление образовательной организации или другой организации, в том числе ме-дицинской; • заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психо-лого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии); • заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии); • подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации); • характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии); • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоя-тельной продуктивной деятельности ребенка. Такой порядок установлен в пунктах 12, 14, 15 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082. Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 25Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении. Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка. Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет. Если родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать. Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так преду-смотрено в пункте 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082. Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специ-альных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы. Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню). «Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Е.Н. Кутепова © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/21889/dfas0ya1m8/?of=copy-76d3914a72 Из Устава МБДОУ№ 9 : 3.5. Учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий. Для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении должны быть созданы специальные условия. На сегодняшний день в МБДОУ №9 нет детей-инвалидов. Информация по психолого-медико-педагогической комиссиям в г.Ульяновске размещена на сайтах организаций , проводящих ПМПК: http://rostok73.ru/ http://razvitie.lbihost.ru/
|