- Режим дня в ДОУ 2022-2023
Режим дня в ДОУ 2022-2023:
Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социального заказа родителей. Режим дня разработан для детей в группах с двенадцати часовым пребыванием. Организация жизни и деятельности детей определяется «Режимом дня». В специальном детском саду он имеет свои особенности. Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения. В этот же период, когда детей еще мало, воспитатель группы проводит индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов. В 9.00 начинается непосредственная образовательная деятельность по учебному плану детского сада. Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР это занятия.Занятие не утратило своей ценности, но в нашем учреждении оно не выступает в качестве единственной формы организации непосредственно образовательной деятельности. Специальные фронтальные индивидуальные игры-занятия с детьми имеют место в образовательном процессе, их эффективность прослеживается на этапе прямого обучения. В такой форме взаимодействия воспитатель занимает активную позицию, раскрывает содержание которое дети не могут освоить самостоятельно (называет слово, разъясняет особенности конструкции предложений, читает отрывок из произведения, рассказывает о достопримечательностях города, его истории и т.п.), им необходимо помочь осознать и усвоить предложенную информацию. На этапе освоения информации активно могут использоваться и другие формы организации деятельности. Все они вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых, свободно выбираемых детьми видов деятельности. Основная форма организации детей - является подгрупповая. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. При составлении сетки НОД, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, МБДОУ детский сад №16 «Колобок» с группами компенсирующей направленности, руководствуется нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию различных видов деятельности. После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются. Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура. В оставшееся время до прогулки может быть заполнено организованной воспитателем игрой или предоставлено детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть обучен играть с ними, уметь взаимодействовать с товарищами, руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность выбора дидактической игры, доступной по сложности возможностям ребенка, отражает уровень сформированности его собственной самооценки. Наблюдение за свободной деятельностью детей является важным показателем в оценке эффективности работы специалистов группы. На прогулке реализовываются как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи решаются за счет специально подобранных упражнений и игр. При этом важно, правильно ли одет ребёнок. Коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, животными и птицами, растениями. Во время прогулки планируются экскурсии-наблюдения в окружающей действительности (за движением машин, за работой людей и др.). Организовываются игры с правилами, проводятся дидактические игры, предлагаются атрибуты к сюжетно ролевым играм. Предлагается выполнение трудовых посильных поручений. После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно используется для реализации задач социально-нравственного развития и выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм. На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, применяются зрительные опоры (условные картинки расположенные последовательно в ряд). Постепенно, когда последовательность действий детьми усвоена, опоры убираются и дети начинают действовать самостоятельно. Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, раздевание перед сном и т. д.) и используется всеми специалистами, работающими в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, учитель-логопед). Одновременно детей учат помогать друг другу, быть заботливыми и терпеливыми. Дневной сон имеет большое значение для детей с ЗПР, так как позволяет восстановить силы детей. После занятий и прогулки некоторые дети истощаются, и поэтому процедура укладывания хорошо продумана и ожидаема для детей. Чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, мы применяем слушание с закрытыми глазами записей звуков леса и небольших отрывков специально подобранных художественных произведений: музыкальных, поэтических. Подъем детей также имеет специфические особенности. Пробуждение детей проходит не одновременно. Воспитатель обеспечивает плавный постепенный выход детей из сна. После того как большинство детей проснулись - проводится «гимнастика пробуждения». Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение. Одевание детей может проводиться под динамичную музыку. Далее распорядок дня строится следующим образом. Игры, занятие (если оно предусмотрено сеткой занятий) , «коррекционный час» (проводит воспитатель), вечерняя прогулка, игры. Подробнее остановимся на технологии проведения «коррекционного часа». Воспитатель проводит индивидуальные занятия или с малой группой детей по заданию учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Отбор детей и содержание занятий определяют названные специалисты. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует параллельную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям - подбираются графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 - 15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбирают игры и задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия и, которые носят закрепляющий характер. Реализация воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач в рамках учебного плана специального детского сада. Сложность психологической структуры задержек в психическом развитии обуславливает широту спектра задач коррекционно-педагогической работы с детьми. Состав воспитанников детского сада компенсирующего вида является сложным, полиморфным. Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа (ступени). На I-ой ступени обучения важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. Если дети поступают в детский сад компенсирующего вида в 2,5 - 3 года (что мы считаем оптимальным по времени начала коррекционной работы в условиях специального детского сада) пропедевтическая работа I-ой ступени осуществляется в период от 2,5 до 4-х лет. Если дети поступают в специальную группу в старшем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется более интенсивно всеми специалистами дефектологом, психологом, логопедом. На II-ой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования и формируются предпосылки к школьному обучению. Учебный план отражает основные компоненты коррекционно-педагогической работы с детьми и ориентирован на реализацию следующих задач: • укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы; • формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования; • формирование психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению; • формирование нравственно-этической сферы, создание условий для эмоционально-личностного становления, социальной адаптации. На каждом занятии, указанном в учебном плане, в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
Фото:
|
_2022_2023.pdf) Режим дня (сетка общая) | _2022_2023.pdf.sig) rejim_dnya_(holodniy_period)_2022_2023.pdf.sig | |
|
|