Сведения об образовательной организации:
Раздел: Образование
Ориентиры образовательной деятельности:
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Про-граммы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представля-ют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на дости-жение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представле-ны в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно- исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Целевые ориентиры в раннем возрасте К трем годам ребенок: - интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свой-ства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий; – стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрос-лыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно; – владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек; – проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимо-действие с ровесниками окрашено яркими эмоциями; – в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения; – проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания; – любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструи-рование и др.); с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы К семи годам: – ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициа-тиву и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; – ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чув-ством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; – ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает услов-ную и реальную ситуации, следует игровым правилам; – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; – у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основны-ми произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; – ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстника-ми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; – ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересу-ется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, есте-ствознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального разви-тия личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Органи-зации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольно-го и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошколь-ного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» преду-сматривает промежуточные планируемые результаты освоения программы по возрастам: Раннее детство. К трём годам: - Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоцио-нально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. - Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользо-ваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. - Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предме-тов и игрушек. - Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. - Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. - Ребёнок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные про-изведения культуры и искусства. - У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движе-ний (бег, лазанье, перешагивание и пр.) Дошкольное детство. К четырём годам: - Может спокойно, не мешая другому ребёнку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. - Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока ещё не требуют постоянного внимания воспитателя. - Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упраж-нениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использова-нию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. - Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребёнок доводит начатую работу до определённого результата. - Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. - Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах раз-личать эмоциональные состояния людей, весёлую и грустную музыку, весёлое и груст-ное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание про-читанного, сопереживает героям. - Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. - Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности. - Владеет игровыми действиями с игрушками, предметами-заместителями, разворачива-ет игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрёл первичные умения ролевого пове-дения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке. - Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями. - Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положи-тельное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоя-тельности в двигательной деятельности, избирателем по отношению к некоторым дви-гательным действиям и подвижным играм. - Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками само-обслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигие-ны (полотенцем, носовым платком, расчёской). - Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задаёт вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окруже-ния. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к про-стейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педаго-гом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира. - Знает своё имя, фамилию, пол, возраст. Осознаёт свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застёгивать куртку» и т.п.). - Узнаёт дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. - Разговаривает со взрослыми о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматри-вании семейного альбома или фотографий. - Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их дей-ствия, яркие признаки внешнего вида. - Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, вели-чина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, по-суда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изуче-нию качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы. - Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разреше-ниями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие по-ведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Ребёнок испытывает удовле-творение от одобрения правильных действий взрослыми. - Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает ком-ментарии и пояснения взрослого. К пяти годам: - Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателем в общении со сверстниками в сов-местных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. - Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно ис-пользует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. - Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкаль-ные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. - Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает пер-сонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир при-роды. - Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налажива-ются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может до-говориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников. - Ребёнок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но актив-но стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задаёт много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, назы-вает по имени и отчеству. - В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использова-нии предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстника-ми. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, вы-игрышу. - Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой вырази-тельности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пе-ресказывает короткие рассказы, передавая своё отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудниче-ства, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передаёт эмоциональное состояние людей и животных. - Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае огра-ничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки. - Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий. - В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми: здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоми-нанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице. - Отличается высокой активностью и любознательностью. Задаёт много вопросов поис-кового характера: «почему?», «зачем?», «для чего?», стремится установить связи и за-висимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, име-ет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и ка-чества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объ-единяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков. - Имеет представления о себе: знает своё имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознаёт некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), знания (знаю, о чём эта сказ-ка), то, чему научился (строить дом). Стремится узнать от взрослого некоторые сведе-ния о своём организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; об обще-стве (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о про-фессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сест-ры, воспитателя, прачки; о государстве: знает название страны и города, в котором жи-вёт, хорошо ориентируется в ближайшем окружении. - Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и пер-вичными ценностными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.д.) - С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение кон-кретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают. К шести годам: - Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к прояв-лению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. - Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает своё мнение о причинах того или иного эмо-ционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые исполь-зуются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, художественной литературе. - Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Стремится ре-гулировать свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задаёт во-просы, привлекает к общению других детей. - Может предварительно обозначит тему игры; заинтересован совместной игрой. Согласо-вывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнёру. Проявляет интерес к игровому эксперименти-рованию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами. - Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, по-являются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуется не только просты-ми, но и сложными предложениями. - Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения. - Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приёмами чистки одежды и обуви с помощью щётки. Са-мостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своём самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрос-лым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. - Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удо-вольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамка-ми личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного го-рода и страны, разными народами, животными и растительным миром. Фантазирует, со-чиняет разные истории, предлагает пути решения проблем. - Знает своё имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назна-чении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно расска-зывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положи-тельную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представление о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные тра-диции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родите-лей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развёрнутые представления о род-ном городе. Знает название своей страны, её государственные символы, испытывает чув-ство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе своей страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях её недавнего про-шлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. - Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности. - Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своём поведе-нии не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных пра-вил, владеет приёмами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила поведения, представляет последствия своих неосто-рожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Слушает и понимает взрослого, действует по пра-вилу или образу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, са-мостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоми-нания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выпол-нению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. К семи годам: - Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет ини-циативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познава-тельно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой по-ложительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. - Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах дея-тельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и соци-альным нормам. - Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и жела-ния, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построе-ния речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ре-бёнка складываются предпосылки грамотности. - У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основ-ными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. - Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверст-никами, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. - Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интере-суется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяс-нения явлениям природы поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. - Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными пред-ставлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. - Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
|