муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 159
Работники

Режим дня

Личная страница педагога

Новости

Независимая оценка

Антикоррупционная деятельность

Фотоальбом

Питание

Обратная связь

Администратору
Рейтинг@Mail.ru
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 159
Портал




Все сообщения






Полезные ссылки













ОСТОРОЖНО: ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!





Сайты:
26.03.2020 - Рубрика "Для родителей"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ: ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕТРАДИЦИОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснений механизмов речи. Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с большим трудом и не в полном объеме. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.[1]

М.М. Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее. Функция руки и речь развиваются параллельно, поэтому упражнения для развития мелкой моторики руки должны использоваться в большей степени с детьми, у которых имеются нарушения речи. [3]

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.[3] Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Все игры, представленные далее, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие ритма положительно влияет на слуховое восприятие.[2]

Дети любят манипулировать, играть с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение, поэтому вашему вниманию представлены игры с предметами, которые окружают детей в быту. Нестандартное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. [5]

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала поиграйте ее сюжет сами. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет только пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшем движения пальцев совершенствуются и ребенок станет выполнять движения активнее. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо выполнять регулярно и систематически, но и злоупотреблять ими тоже нет необходимости. Можно играть понемногу в течение дня.

Можно в играх использовать следующее нестандартное оборудование: коврики с неровной поверхностью, различного размера бигуди, бельевые прищепки, резиночки для волос, камушки, крышки, различные крупы, бусы, Нитки, веревочки и другие материалы.

ИГРА С МАССАЖНЫМ МЯЧИКОМ

Разминка

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Ножки, ножки, просыпайтесь.

(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой руки.

Катают мячик по правой и левой ноге.)

ИГРА С ПЛАТОЧКОМ Помощница

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

В таз воды я наливаю,

Свои вещи достаю.

Их сама я постираю

И в порядок приведу.

(Складывают ладошки «чашечкой». Берут платочек в руки. Имитируют стирку белья. Выжимают платочек, встряхивают и аккуратно складывают.)

ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ

Гусенок

Вот проснулся, встал гусенок,

пальцы щиплет он спросонок:

- Дай, хозяйка, корма мне раньше,

чем моей родне.

(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.)

ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

У Лариски – две редиски

У Лариски – две редиски,

У Алешки – две картошки,

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца,

А у Вовки – две морковки,

Да, еще у Петьки – две хвостатых редьки!

(Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и поочередно держат ее указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем.Убирают счетную палочку в сторону. Показывают указательный и средний пальцы («хвостатые редьки»), шевелят ими.)

ИГРА С ЗУБНЫМИ ЩЕТКАМИ

Кто живет в моей квартире?

Дети берут в руки зубную щетку.

Раз, два, три, четыре, пять – кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять -

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, бурундучок, сверчок и я!

Вот и вся моя семья!

( Растирают щеткой ладонь. Под счет растирают щеткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Сгибают и разгибают пальцы обеих рук.)

Список литературы:

• Блинкова, Т.М. Развитие речи детей 2-3 лет: планирование, конспекты занятий/ Т.М. Блинкова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 198с.

• Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития/ Н.В. Ершова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011,-176с.

• Зажигина, О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования/ О.А. Зажигина. - СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. - 96с.

• Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников/ Е.В. Михеева.- Волгоград: Учитель, 2014. - 223с.

• Романович, О.А. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет/ О.А. Романович. - Волгоград: Учитель, 2013. - 233с.

Н.В.Лазарева, учитель-дефектолог МБДОУ №159



© муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 159
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100